Что делать, чтобы не уснуть за рулем?
Сон за рулем, порой внезапно «накрывающий» водителя, представляет собой реальную угрозу для его жизни. Печальная статистика подтверждает факт, что примерно 30% серьезных автомобильных аварий с трагическим исходом возникают из-за усталости водителей, которые управляли машиной в полусонном состоянии. Интенсивное городское движение, монотонное укачиванием, постоянное напряжение глаз – всё это негативно действует на нервную систему человека, перегружая её. Как не заснуть за рулем, ведь езда в ночное время суток очень утомительна, даже для опытного водителя с большим стажем вождения?
Оглавление
Проверенные способы борьбы со сном за рулем: напитки, таблетки, еда
- Крепкие напитки, содержащие кофеин и теин – кофе, чай, какао, горячий шоколад. Чашка бодрящего горячего напитка помогает не заснуть за рулем: она способна эффективно освежить восприятие и придать бодрости. Однако их употребление допустимо тогда, когда нет медицинских противопоказаний. «Бодрящий» эффект зависит от индивидуальных особенностей организма – кому то достаточно одной чашки крепкого кофе или чая, а кому то нужно выпить их несколько.
- Природные стимуляторы – женьшень, лимонник, элеутерококк. Тонизирующее действие данных растительных экстрактов, которые оказывают непосредственное влияние на нервную систему, краткосрочное и не превышает 2-3 часов. Таблетки с женьшенем активизируют мозговую деятельность, тем самым улучшая внимание и восприятие.
- Энергетические напитки. Как быстро добиться того, чтобы не заснуть за рулем? Энергетические напитки, сильно возбуждающие нервную систему, начинают действовать буквально через несколько минут. В состав «энергетиков», пользующихся большой популярностью у молодежи, помимо основного действующего вещества – кофеина, входят различные добавки – таурин, экстракт гуараны, полезные аминокислоты, витамины. По сравнению с природными стимуляторами, они знают, что «делать» – тонизирующий эффект сохраняется продолжительное время.
Энергетические напитки не заряжают организм дополнительной энергией, а активизируют собственные энергетические запасы организма. Не стоит забывать о том, что они оказывают негативное влияние на состояние здоровья. Из-за выброса большого количества адреналина в кровь, «энергетики» повышают давление, вызывают тахикардию, провоцируют головную боль. Их чрезмерное употребление способно серьезно подорвать энергетический баланс организма. Перед употреблением напитков желательно получить медицинскую консультацию. - Энергетические таблетки. От энергетических напитков таблетки отличаются только агрегатным состоянием и компактной, удобной для автомобильного путешествия, упаковкой. Из-за выраженных побочных эффектов производители не рекомендуют выпивать больше 2-3 таблеток за 24 часа. Наиболее популярны энергетические таблетки на основе кофеина – «Кофеинимум» и «Каффетин».
- Пища, обладающая тонизирующим эффектом. Опытные водители-дальнобойщики, отправляясь в ночные поездки, всегда берут с собой определенные пищевые продукты – орехи, небольшие конфетки, сухофрукты, семечки, леденцы, жевательный мармелад, сухарики, печенье, миниатюрные кексы, вафли, лимонные дольки, мандарины, ягоды. Такая еда дает прилив энергии, на время активизирует мозговую деятельность организма. Миндальный орех содержит много магния, который стимулирует обменные процессы, тем самым заряжая человека недостающей энергией. Фруктовые кислоты, попадая на язык, мгновенно «пробуждают » организм посредством воздействия на вкусовые рецепторы. Обязательно, чтобы «закуска» обладала ярким вкусом и была небольшого объема – переедание может спровоцировать сонливость.
Физиологические способы борьбы со сном во время поездки
- Разговоры. Как не уснуть за рулем, не имея под рукой специальных средств? Ответ прост – нужно разговаривать, ведь общение является простым, доступным, но при этом эффективным способом, чтобы не спать за рулем. Ничто так не возбуждает головной мозг, как содержательный и эмоциональный разговор на интересную тему. Неоспоримое преимущество данного метода в том, что собеседник может вовремя заметить полусонное состояние водителя по рассеянным ответам, замедленной реакции и принять меры.
- Прохлада. Как известно, высокая температура окружающей среды делает человека медлительным, так как способствует развитию нервного торможения. Поэтому во время ночной поездки нужно поддерживать прохладу и не допускать перегрева салона. В теплые месяцы в этом поможет кондиционер, осенью и зимой можно приоткрыть окно, обеспечив этим активную циркуляцию воздуха. Также в борьбе со сном полезно умываться холодной водой: для того, чтобы это сделать, в салоне всегда должны быть влажные салфетки и бутылка простой воды.
- Изменение положения тела, физическая активность. Даже незначительные телодвижения активизирует головной мозг, так как осуществляется под влиянием нервных импульсов. Для того, чтобы не уснуть за рулем, подойдут любые физические упражнения – можно сгибать и разгибать конечности, поднимать и опускать руки, делать массаж глазных яблок или пальчиковую гимнастику, тереть виски или мочки ушей, трясти головой и т.п. Любое изменение положения тела в пространстве способно подать в мозг сигнал о том, что нельзя спать.
- Переключение внимания. Во время поездки нужно переключать внимание на различные детали, так как концентрация внимания на мелочах сбивает монотонность и активизирует высшую нервную деятельность. Например, можно усваивать информацию, которая попадается на пути – дорожные знаки, плакаты, рекламные баннеры, вывески, номера и марки проезжающих мимо автомобилей. Не нужно концентрироваться на чем-то определенном – это способствует «убаюкиванию».
Современные способы борьбы со сном за рулем
- Аудиостимуяция – прослушивание аудиофайлов: песен, аудиокниг, аудиоспектаклей. Лучше отдать предпочтение бодрящим, зажигательным хитам, или интересным, захватывающим книгам. Подпевая, водитель неосознанно стимулирует определенные зоны головного мозга, так как подбирает нужные слова. Громкое пение улучшает кровообращение и, следовательно, дает прилив бодрости.
- Использование электронных сигнализаторов усталости нового поколения. Системы «Антисон», установленные во многих современных автомобилях, лучше всех знают, как бороться со сном: по изменению характера вождения и положению тела, а также по данным датчиков, следящих за поведением глаз, могут вовремя предупредить водителя о его уставшем состоянии или даже разбудить. Внешне такой гаджет представляет собой компактный прибор, который вешается на ухо. Вмонтированные в него датчики считывают движения головы, и если водитель начинает «клевать носом» издают громкий неприятный звук.
Правила для водителя, которые позволят не хотеть спать
- Перед тем, как отправиться в долгое ночное путешествие, нужно обязательно хорошо отдохнуть. Не стоит садиться за руль после бессонной ночи или утомительного рабочего дня. Полноценный сон накануне поездки – это лучший способ предотвращения сонливости за рулем.
- Необходимо заранее спланировать маршрут и выбрать самый короткий вариант пути. Порог утомляемости определяется индивидуальными особенностями организма, то есть у всех людей он разный. Некоторые могут спокойно проехать почти 1000 километров, не чувствуя усталости, другие устают уже после 300-400 километров пути.
- Важно учесть качество и загруженность автомобильной трассы. Большинство водителей отдают предпочтение хорошо освещенным трассам, но именно на таких дорогах усталость развивается гораздо быстрее, чем на ухабистых дорогах, где требуется максимальная концентрация внимания.
- Время от времени нужно делать остановки, так как не стоит переоценивать собственные силы, полагаясь на неисчерпаемые ресурсы организма. Если сонливость всё же настигает, необходимо остановиться в безопасном месте и поспать хотя бы 1,5 часа, после пробуждения ото сна выпить тонизирующий напиток и только тогда ехать дальше.
Список использованной литературы:
- Неврология. Справочник практического врача. Д. Р. Штульман, О. С. Левин. М. «Медпресс», 2008г.
- National Institutes of Health. NINDS Hypersomnia Information Page (June 2008). Архивировано 6 апреля 2012г. (англ.)
- Полуэктов М.Г. (ред.) Сомнология и медицина сна. Национальное руководство памяти А.Н. Вейна и Я.И. Левина М.: “Медфорум”, 2016г. 248 стр.