Как отучить ребенка спать только на руках у родителей?
Младенец не спит в кроватке, исключительно на руках? Причин такого способа засыпания множество. Заглянем вглубь проблемы. Появление крошечного члена семьи, маленькой копии, воспринимается родителями как неземное счастье. Мамочка не отходит от новорожденного ни на шаг, боится оставить одного. Груднички мгновенно привыкают к постоянному тактильному контакту с мамой, чувствую себя надежно, защищено. Формируется неразрывная связь, постоянная потребность крохи в материнской ласке. Помимо преимуществ, подобное явление имеет недостатки.
Новорожденный не желает оставаться один в кроватке. Нежелание выражается любым удобным способом. Грудничок капризничает, плачет, сопротивляется при перемещении в кроватку. Родители нервничают, раздражаются, не знают, что делать, как вести себя.
Почему грудничок сладко засыпает, крепко, безмятежно спит только при получении материнской ласки, тактильного контакта? Это вариант нормы? Стоит ли беспокоиться, избавляться от привычки? Рассмотрим подобное явление в статье.
Оглавление
Признаки неспокойного сна
Новорожденный необходимо много спать, хорошо питаться. В сновидениях новорожденные пребывают более 18 асов в сутки. Процесс погружения в спячку протекает по-разному.
Младенцы могут мгновенно погружаться в спячку еще в процессе грудного вскармливания. В некоторых случаях крошек приходится качать, баюкать, петь песенки, пока они не “отключатся”.
Долгие укладывания становятся тяжёлыми, изнуряющими для взрослых. Грудничок долго не спит ночью, тяжело засыпает в светлое время суток.
Нарушение сновидений имеет отличительные признаки:
- грудничок никак не может улечься спать самостоятельно. Родители вынуждены формировать ритуалы отхождения ко сну – баюканье, качание;
- младенцы моментально погружаются в сон на ручках мамы, папы. Перекладывание на собственное спальное место сопровождается пробуждением, капризами;
- грудничок засыпает, но, ощутив отсутствие мамы, сразу просыпается, плачет, зовет ее.
Мамам крошек, у которых плотно сформирована привычка засыпать на руках, приходится спать сидя. Женщина не может полноценно отдыхать, так как боится выронить любимое чадо, нанести травму. Родительница постоянно напряжена, вымотана физически, эмоционально.
Чтобы ликвидировать потребность в тактильном контакте для погружения в сон, определите причину потребности. Специалисты выделяют самые распространенные причины.
Почему ребёнок спит на руках?
Главная, общая причина формирования привычки спать на руках – желание чувствовать материнское тепло, заботу, ласку. Появление на свет – стресс для маленького организма. Крошку пугает незнакомая обстановка, звуки, предметы вокруг.
Смена обстановки при рождении вызывает опасение, испуг и у новорожденного, и у крошки трех, четырех месяцев. Расслабление, успокоение наступает при тактильном контакте с мамой, при звуке ее голоса, ощущении дыхания.
Научно доказана роль тесного контакта малыша с мамой в формировании личности в будущем. Крохи, которые были неразрывно связаны с ней, вырастают самодостаточными, целеустремленными, уверенными в себе. С малых лет они ценят человеческое тепло, учатся доверять.
Особенность новорожденных состоит в том, что с закрытием глаз окружающее пространство перестает восприниматься детками. Вместе с окружением исчезает самый близкий, ценный человек для крошки. Это ощущение причиняет дискомфорт.
Психологические исследования позволили установить некоторые закономерности, которые настораживают родителей:
- крошка погружается в спячку, исчезает окружающее пространство, появляется дискомфорт, страх, чувствует знакомый материнский аромат, теплоту, неприятные ощущения ликвидируются;
- грудничок спит в кроватке, мама поблизости, бессознательно маленький человечек подавляет желание спать, чтобы не остаться одному, глазки закрылись, нет ощущения материнского тепла, ребёнок пугается, кричит.
Помимо причин, сформированных на подсознательном уровне, малыш ищет облегчения, спасения при простуде, кишечных коликах, болях при появлении зубиков. Переутомление, усталость, простуда, усиливают желание забраться на родные ручки, подольше там оставаться.
Неправильные и правильные действия родителей
Многие советуют сохранять хладнокровие, не поддаваться капризам малышей. Дети должны спать в предназначенном для этого месте. Для формирования привычки отдыхать в кроватке, укладывайте спать, уходите из комнаты, не реагируйте на капризы, детский крик.
Не всегда такое поведение уместно. Новорожденные первых месяцев жизни связаны невидимой нитью с мамой. Младенцы нуждаются в психологическом, эмоциональном контакте с матерью. В таком возрасте дети не понимают, что родитель, выходящий из комнаты, находится рядом.
Ощущение того, что грудничок в помещении один, вызывает страх. Дети старших возрастных категорий – 2-3 года, потеряв родителя на улице, в шумном магазине, впадают в панику, начинают кричать. Исчезновение вожделенного объекта из поля зрения крошечного человечка – сильный стресс.
Некоторые родители склонны впадать в панику. Услышав детский плач, крики, они несутся к кроватке, хватают кроху, качают, баюкают, стремясь прекратить истерику.
Такая тактика неприемлема. Если ребенок плачет, это не признак негативных эмоций, болевых ощущений, голода, дискомфорта. С помощью криков младенец общается с окружающим миром.
Внимательные, заботливые родители очно улавливают тембр, тон, мотив детского плача. Одни дети призывают взрослых на помощь в экстренных случаях. Другим свойственно получать желаемое таким способом.
Как правильно повести себя, как действовать, если кроха погружается в спячку только в теплых объятиях? Учитывайте индивидуальные особенности:
- при громких криках, не прекращающемся плаче поговорите с крохой, спойте песенку, осторожно возьмите на ручки. Такие мероприятия окажут успокаивающий эффект;
- если малыш просыпается при попытке переместить его в свое ложе, разговаривайте с ним, читайте сказки, пойте песенки. Дайте почувствовать, что находитесь рядом.
Детские психологи дают ряд полезных советов родственникам беспокойных малышей.
Как отучить ребёнка засыпать на руках?
Как правильно поступить в такой ситуации? Придется спать сидя, отказаться от отдыха, элементарной необходимости принять теплую ванну, пообедать сидя за столом, чтобы постоянно укачивать младенца? Это настоящее испытание, учитывая, что карапуз растет, набирает вес.
Чтобы кроха спокойно заснул, обеспечьте удовлетворение потребности в общении, контакте с матерью в дневное время доступными способами.
Опытные специалисты, родители делятся советами, действенными способами:
- В период бодрствования младенца в дневное время суток пользуйтесь слингом. Это поможет разгрузить спину, позвоночник, освободить руки.
- Эффективное мероприятие – совместный отдых. Детские психологи советуют разместить детскую кроватку рядом со взрослой. Так младенец будет быстрее засыпать, ощущая себя в безопасности, качество сна будет лучше.
- Грудничков пеленают перед укладыванием спать. Зафиксированные руки, ноги, плотно прижатые к телу, дают ощущение нахождения в утробе матери. Ребенок быстрее погружается в спячку, спит крепче, реже просыпается.
- Если во время ночного отдыха детки часто просыпаются, капризничают, кричат, не хотят спать, внесите коррективы в распорядок дня. Попробуйте сократить, отменить дневной отдых временно. Кроха быстрее будет укладываться вечером. Не перегружайте эмоционально, физически малыша днем.
Приобретите удобную кроватку из природных материалов. Уделите внимание постельным принадлежностям, комплектам одежды для сна. Для скорейшего привыкания, адаптации спать на новом месте положите туда свою вещь. Знакомый запах поможет быстрее засыпать, крепче спать.
Чтобы грудничок научился укладываться самостоятельно, научите не бояться темноты. Зашторивайте окна в период дневного отдыха. У крохи сформируется соотношение темноты со сном.
Укачивания, баюкаьния не стоит использовать при любом удобном случае. Груднички мгновенно привыкают к ним, прекращают погружаться в сон без подобных ритуалов.
Рекомендации психологов
Когда груднички в 3, в 5, в 7 месяцев не желают укладываться спать самостоятельно, при перемещении в кроватку кричат, плачут, применение советов не приносит результата, обратитесь к детскому психологу.
Боитесь детских криков, слез, не знаете, как избежать их при укладывании спать? Меры, разработанные специалистами, помогут добиться желаемого эффекта.
Детские психологи, специалисты, разрабатывающие, внедряющие методики рекомендуют:
- Не игнорируйте просьбы малыша о ласке, нежности, любви. Материнская ласка, нежность, требуются для полноценного, гармоничного развития, формирования личности.
- Удовлетворяйте детское любопытство, развивайте навыки, интерес к изучению новых предметов. Внимание переключится на другие объекты, кроха не будет зациклен на материнском внимание.
- Выражайте свои чувства, эмоции с помощью различных приемов: делайте массаж, играйте с карапузом, обнимайте, гладьте по головке.
- Наблюдайте за малышом. Учитесь разделять крики с целью получить желаемое, плач по объективным причинам (голод, мокрые пелёнки, испуг и т.д.).
- Если младенец спит, потом резко просыпается, плачет, не стоит сразу бежать, хватать на руки, успокаивать. На протяжении 1-3 минут он успокоится самостоятельно.
- Соблюдайте установленный распорядок дня, позволяющий деткам укладываться спать в одно и то же время. Перед сном соблюдайте подготовительные ритуалы: купание, массаж, чтение книжек.
- Не игнорируйте прогулки на свежем воздуху. Новые позитивные эмоции помогут уснуть быстро, без капризов.
Составляя распорядок дня, не переусердствуйте с эмоциональной, физической нагрузкой. Уставший, вымотанный ребенок не сможет спокойно заснуть, будет перевозбужден. Подготовка ко сну проводится в спокойной обстановке, способствующей плавному погружению в сон.
Как переложить малыша в кроватку?
Многие детки засыпают в родительских объятиях, при перемещении ребенка в кроватку он пробуждается, начинает плакать, капризничать. Иногда при перемещении с рук на свое спальное место малыши просыпаются, осматриваются, детально изучают взрослого, окружающие предметы.
Взрослые должны владеть приема подготовки грудничков ко сну. Детский психолог, педиатры разработали инструкции в помощь родителям.
Мероприятия, необходимые для укладывания деток спать:
- Перед укачиванием, подложите пеленочку таким образом, чтобы тело малыша касалось не взрослого, а ткани.
- Когда крошка задремлет, будьте рядом на протяжении 15 минут. С момента засыпания наступает поверхностная фаза сна, которая спустя 15-25 минут сменяется глубоким, крепким сном.
- Удостоверившись, что маленький человечек крепко спит, перекладывайте в кроватке вместе с простынкой, чтобы в кроватке он разместился на ткани так, как на материнских ручках.
Пеленайте новорожденных перед сном. Находясь в родительских объятиях, двигательная активность малышей ограничена. В кроватке много пространства, движения не ограничены. Новорожденные непроизвольно двигают ручками, ножками, мешая себе спать.
В качестве вывода
Постоянное нахождение на руках выматывает, утомляет родителей. Младенец постоянно растет, с каждым днем увеличивая массу тела. Организуйте взаимосвязь с крошкой другими способами.
Чаще разговаривайте с грудничком, обнимайте, гладьте. Днем используйте слинг для размещения младенца, ночью укладывайте спать в кроватку, придвинутую к взрослой. Детки спокойнее засыпают, сон глубокий.
Соблюдение распорядка дня, выполнение рекомендаций специалистов позволяет постепенно ликвидировать привычку засыпать на руках. Восполняя потребность в материнском общении, ласке в течение дня, крохи спокойно погружаются в сны, не боясь потерять родной запах.
Родители должны понимать, погружение в сон в родительских объятиях – временное явление. Время летит незаметно, детки подрастают. Скоро родители станут с грустью вспоминать времена, когда детки не стремились к самостоятельности, а испытывали потребность в постоянном общении.
Список использованной литературы:
- Bishop DV, Anderson M, Reid C, Fox AM; Anderson; Reid; Fox (2011). Koenig, Thomas, ed. “Auditory development between 7 and 11 years: an event-related potential (ERP) study”. PLoS ONE
- Hu Z, Chan RC, McAlonan GM; Chan; McAlonan (2010). “Maturation of social attribution skills in typically developing children: an investigation using the social attribution task”. Behavioral and Brain Functions
- Stiles J, Jernigan TL; Jernigan (2010). “The basics of brain development”. Neuropsychology Review